Антонио Гауди: великий архитектор

0
8448
Антонио Гауди

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в городе Реус, примерно в ста километрах от Барселоны. По одним данным Гауди родился в Реусе, но некоторые источники утверждают, что местом его рождения является деревня Риудомс, находящаяся в 5 километрах от Реуса.

Отцом Антонио Гауди был Франческ Гауди Серра, кузнец из Риудомса, а матерью Антониа Корнет Бертран, дочь медника из Реуса. Антонио стал пятым и самым желанным ребенком в семье. У него было две сестры – Роса и Роза, а также два брата Франческа.

Детство Антонио Гауди

В ранние годы Антонио Гауди часто болел ревматической лихорадкой. В те времена это не было редкостью. Вследствие болезни, мальчик находился в стороне от общества. Врачи рекомендовали ему чаще гулять на свежем воздухе. Но даже в болезни присутствовали свои преимущества. Антонио имел возможность подолгу находиться наедине с природой, что и породило его тягу к творчеству. Он не хотел ничего изобретать, но при этом мечтал стать архитектором. Позже Антонио Гауди часто включал в свои работы элементы природы.

Он хотел творить подобно природе, вдохновляясь интерьерами моря и неба, а также считая лучшими скульптурными формами дерево и облака.

Основы образования Антонио Гауди получил в школе Франческа Беренгера. Уже в то время, имея нестандартное мышление, он вступал в споры со своим учителем. Был интересный случай когда наставник Антонио заметил, что птицы могут летать благодаря своим крыльям, но мальчик возразил сказав, что крылья есть и у домашних кур, но летать они не умеют, зато благодаря им быстрее бегают. При этом добавил, что иногда крылья нужны и людям, но они не всегда знает об этом.

В возрасте 11 лет юный Гауди перешел в школу Collegi de les Escoles Pies, которая располагалась при древнем монастыре Сан Франческа. В ней он смог добиться отличных отметок по геометрии, благодаря своему быстрому интеллектуальному развитию.

Переезд Гауди в столицу Каталонии

В 70-х годах XIX века Антонио Гауди переезжает в Барселону, где в течении 5 лет проходит подготовительные курсы и поступает в провинциальную школу архитектуры. В ней Гауди получил достаточно знания для освоения архитектурного дела, хотя и не был выдающимся студентом. Гауди всегда отличался остроумием и глубиной мышления, поэтому его руководитель так и не смог понять с кем имеет дело – с гением или сумасшедшим.

Антонио Гауди выбрал план ворот кладбища в качестве своего учебного проекта. Это было сделано неспроста, так как для него это являлось символом ворот крепости, которые разделяли живых и мёртвых, а так же были свидетельством того, что вечный покой — всего лишь награда за достойную жизнь.

Ворота кладбища Гауди
Ворота кладбища, 1875 год

В 1870—1882 годах Антонио Гауди работал чертежником под руководством архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра, выполняя разные мелкие заказы. Также занимался проектирование мебели для собственного дома.

Антонио Гауди проживал в двух местах, со своим отцом и племянницей, так как не был женат. Его мать скончалась двумя годами ранее.

Антонио Гауди с большим энтузиазмом следил за творцами неоготического стиля, рассвет которого пришёлся как раз на то время. Особенно ему нравились такие деятели, как английский критик и искусствовед Джон Рескин, а также французский архитектор и писатель Виолле-де-Люк — крупнейший в XIX веке реставратора готических соборов. Именно Виолле-де-Люк восстанавливал Собор Парижской Богоматери.

Работы Антонио Гауди

Провозглашенная ими декларация “Декоративность — начало архитектуры” целиком совпадала с мыслями и представлениями Гауди и с каждым годом оттенки его творчества становились всё более неповторимы и далеки от общепринятых стандартов. Антонио Гауди черпал вдохновение в готическом искусстве, средневековых книгах и, конечно же, в природной красоте.

Ранние работы архитектора

В ранний период творчества сильное влияние на Антонио Гауди оказывала архитектура Барселоны, а также работы испанского архитектора Марторела. В это время появились его первые работы: необычные фонари на королевской площади, нарядный Дом Висенс, а также причудливый Эль Каприччо.

Эль Капричо де Комильяс
Эль Капричо де Комильяс, 1885 год

Эти постройки являлись началом эпохи модерна. Примерно в тоже время был построен и компромиссный дом Кальвет. Это было единственное здание, которое при жизни Антонио Гауди получило признание горожан. Вскоре была построена Школа при монастыре Святой Терезы – строение, выдержанное в готическом стиле. А также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере и неоготические епископский дворец в городе Асторга и Дом Ботинес.

Антонио Гауди: его шедевры

Судьбоносным для Антонио Гауди стало знакомство с текстильным магнатом Эусеби Гуэлем. Позже Гуэль стал хорошим другом, а также главным заказчиком архитектора. Он мог с лёгкостью заказать для себя любую мечту, и у Гауди появилась возможность свободного самовыражения, не оглядываясь на общепринятые стандарты. Антонио Гауди исполнил для семьи Эусеби Гуэля проекты павильонов усадьбы в Педральбесе рядом с Барселоной, винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль и, конечно, великолепного Парка Гуэль, который в на сегодняшний день является одной из самых главных достопримечательностей Барселоны.

Вскоре Гауди полностью отошёл от всех основных архитектурных стилей, объявив войну прямым линиям и замкнутым пространствам. Он породил свой собственный, совершенно уникальный и хорошо узнаваемый стиль. Антонио Гауди считал, что прямые линии являются порождением человека, а круг – творением Бога. После строительства Дворца Гуэля Гауди получил призвание, став самым известным архитектором Барселоны. Скоро его заказы и вовсе стали огромной роскошью.

Для барселонской элиты Антонио Гауди возводил дома, один необычнее другого. Например, материя, которая рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила, и живой трепещущий дракон, плод причудливой фантазии — Дом Бальо. Заказчики Гауди готовы были выложить половину своего состояния за необычные творения архитектора.

Дом Мила Гауди
Дом Мила, 1910 год

Смерть архитектора

Зачастую жизнь великих людей обрывается внезапно. Гауди попал под трамвай 7 июня 1926 года по дороге в церковь Сант-Фелип-Нери. Извозчики не захотели вести его в больницу, так как при нём не было ни денег, ни документов. Позже старого, неопрятно одетого старика всё же доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную помощь. Только на следующий день он был опознан капелланом Саграда Фамилия. Но к этому времени, спасти архитектора было уже невозможно. Антонио Гауди умер 10 июня 1926 года и был похоронен в крипте храма Саграда Фамилия.

Талант Антонио Гауди был хорошо известен во всей Каталонии и даже за её пределами. Смешения различных стилей народов Римской империи, Карфагена, Франции и др., которые в разное время населяли Барселону, были источниками вдохновения для Гауди. На протяжении своей жизни Гауди создал новый, практически сюрреалистический стиль, который позиционировал его как лидера движения испанского модерна.

Антонио Гауди сделал несоизмеримый вклад не только в историю архитектуры самой Барселоны, но и всего мира в целом. Однако настоящее и всеобщее признание Антонио Гауди получил только в 1952 году, спустя 26 лет после смерти, когда была проведена огромная ретроспективная выставка его работ.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя