За последние десятилетия 20-го столетия Барселона первый раз за много веков попала в авангард мировых художественных направлений. Сегодня с каталонским модернизмом, как именуют здешний ар-нуво, в первых рядах ассоциируются сооружения Гауди — однако, его творчество чересчур индивидуально, чтоб ограничивать его одним стилем. А в целом каталонский модернизм – это не один Гауди, а много архитекторов, а еще художников, скульпторов, мебельных мастеров, ювелиров, композиторов, поэтов, писателей – по большому счету, наверное, мало где на свете так глубоко реализован модерновый идеал соединения искусств, как это получилось сделать у каталонцев.
Ко времени возникновения данного стиля (80-е года 19-го столетия) Каталония, столетиями пребывавшая на задворках Испании, преобразовалась в самую благополучную и активно развивающуюся часть страны. Ее индустриальное сердце, а у нового поколения здешней буржуазии – расчетливых приверженцев прогресса, арматоров, солидных заводчиков, банкиров – кружилась голова от будоражащих идеалов каталонского национального возрождения.
По сути, в модернизме они и обрели свое искусство: сразу прогрессивное и современное, через голову консервативных властей Мадрида демонстрирующее новую Каталонию Европе и всему свету, задействовав наиболее футуристические материалы (чугун, листовое стекло) и революционные строительные идеи — и сразу крепко укорененное в великолепном каталонском прошлом и народных ремесленных традициях.
«В поисках национальной архитектуры»
Ориентировочно подобную программу и изложил в манифесте 1878 года «В поисках национальной архитектуры» Льюис Думенек-и-Мунтане (1850–1923) — уже сложившийся к тому моменту архитектор, а еще дизайнер, книжный оформитель, историк, литератор, политик, публицист, и в целом, подлинный гигант Возрождения. Претворять в жизнь новые принципы он начал в здании издательства «Мунтане и Симон» (1878–1883), которое принадлежало его дяде (сейчас — Фонд Антони Тапиеса). Невзирая на неявный мавританский декор, это — в действительности абсолютно промышленное здание, с достоинством демонстрирующее свой чугунный каркас и громадные, в две трети фасада, окна из стекла.
Наиболее скандальный факт — дом целиком выстроен из неоштукатуренного кирпича; до того времени подобное могли себе позволить лишь строители заводов где-то за пределами города, а это же бесцеремонно оголившееся здание возникло в самой представительной части города, в сердце Эшампле — новых роскошных кварталов, которыми начала покрываться Барселона после разрушения старинной крепостной стены. Здесь же из неоштукатуренного кирпича (и изразцов — у заказчик была во владении изразцовая фабрика, и он намерился параллельно сделать рекламу своей продукции) возводится дом Висенс (1883–1888; в скором времени должен открыться для визитов) в Грасии — эта мавританское украшение явилось первой самостоятельной постройкой в недавнем времени получившего диплом архитектора Антони Гауди (1852–1926).
Всемирная выставка 1888 в Барселоне
Золотые десятилетия каталонского модернизма традиционно отсчитывают от барселонской Всемирной выставки 1888 года, преобразовавшей новый стиль в главное архитектурное направление. Важное значение, с этой точки зрения, имело возведенное Думенеком на основной площадке выставки, в парке Цитадели, здание кафе-ресторана, сразу же прозванное «Замком трех драконов».
Впечатляющая кирпичная крепость с роскошным изразцовым декором и изумительными витражами и укрывавшееся внутри ее безупречно выверенное утилитарное открытое пространство, по существу — громадный фабричный цех, и сформулировала канон каталонского модернизма, и привела к далеко идущим последствиям за пределами страны: к примеру, как раз конструкция «Замка» Думенека стала примером для программного здания биржи Берлаге, основателя амстердамской школы.
Вслед за издательством «Мунтане и Симон», дома Висенс и в частности «Замка трех драконов» голый кирпич, стекло, чугун и изразцы раз и навсегда становятся характерными материалами каталонского модернизма.
Каталонский модернизм: золотой квадрат
В дальнейшие года в новом стиле (каталонском модернизме) динамично застраивается наиболее элитная часть Эшампле. Кварталы около бульвара Грасии, сейчас известные как Золотой квадрат каталонского модернизма. Единичные постройки, например, необычный великолепный дворец Гуэля (1886–1890), который возвел Гауди для своего покровителя Эузеби Гуэля, возникают и в Старом городе.
Флористические формы ар-нуво изощренно переплетаются в новой застройке с непременными ссылками на национальную самобытность — многочисленным святым Георгиям с драконами (покровитель Каталонии), народному кованому железу, обязательному декору и фирменным аркам каталонской готики — архитектуры золотого века независимой Каталонии.
С готикой у представителей каталонского модернизма все получалось прекрасно. Так, кстати, чудесный замок, который возвел в приморском Канете Думенек для своего дяди-издателя, удачно сыграл сказочное Средневековье в 7-м сезоне «Игры престолов».
В конце столетия на архитектурном небосводе появляется еще одна звезда — из провинциального Матаро в столицу возвратился Жузеп Пуч-и-Кадафалк (1867–1956), ученик Думенека. В ближайшем будущем — третий гигант каталонского модернизма (а также гениальный историк архитектуры и один из родителей радикального каталонского национализма).
Первое же его сооружение в Барселоне, дом Марти (1896), показала индивидуальный стиль Пуча. Это угрюмая вагнерианская неоготика, любым элементом указывающая ни на какую не Испанию, а только на Англию или Фландрию, на традиционных торговых и политических партнеров средневековой Каталонии, и декорированная призрачно помпезной модерновой скульптурой.
Квартал раздора
А в то время «акулы» каталонского бизнеса, ставшие к тому же носителями графских титулов с легкой подачи монарха Альфонсо XIII — продолжают обогащаться и состязаться в роскошности своих особняков. Немало домов начала двадцатого столетия в Эшампле — даже не новые постройки, а результаты перестройки прежних зданий, морально устаревших всего за пару десятилетий.
До крайнего напряжения состязание доходит в одной точке бульвара Грасии, прославившейся как «Квартал раздора». Здесь собрались наиболее впечатляющие жилые дома этой звездной троицы каталонского модернизма. Дом Пуча (дом Аматлье, 1901), Антонио Гауди (дом Бальо, 1906) и Думенека (дом Льео-Мурера, 1906).
К тому же, не успел Гауди даже завершить дом Батльо, к нему поступил новый заказ. Делец и брачный аферист Мила уже попросил архитектора воздвигнуть немного выше по бульвару что-то еще более мощное и видное. Данный доходный дом позднее обретет прозвище Педрера («Каменоломня»).
Думенек в то время одновременно приступает к 2-м грандиозным проектам, которые и принесут в итоге ему славу. Первый — Дворец каталонской музыки. Это безупречный пример всеобъемлющего произведения искусства и каталонского модернизма, каким его видели себе теоретики того периода. Второй — комплекс больницы Святого Павла.
Трагическая неделя Барселоны
Прочертила линию под самым выдающимся десятилетием каталонского модернизма Трагическая неделя. Целый город летом 1909 года захлестнула вспышка насилия, с уличными драками и разгромами монастырей. Особо впечатлен данными событиями был Гауди. Год за годом все глубже он опускался в пучину фанатичной веры (и сумасшествия, как уверяли недобрые языки). Ему пришлось свернуть работы над Педрерой. А скоро с коммерческой позиции замораживается и строительство в парке Гуэль — еще одном грандиозном проекте архитектора.
А еще два наиболее ярких представителя каталонского модернизма — Думенек — уезжает в Мадрид депутатом в парламент. Пуч переориентируется на урбанизм, археологию, политику. В 1917 году он будет избран президентом первого автономного правительства Каталонии, Манкомунитат.
В 1923 году в Испании происходит военный переворот. После ликвидации Манкомунитат Пуч уедет в изгнание — за 3-и дня до смерти Думенека. Гауди же сразу после кончины своего неизменного покровителя и близкого товарища, графа Гуэля (1918), полностью сконцентрировался на основном, а с той поры и единственном проекте своей жизни — храме Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Строить его он начал аж в 1894 году.
Возведение идет на пожертвования, которые архитектор собирает сам. И сейчас, лишь увидев этого неряшливого старика в лохмотьях, о знакомстве с которым они несколько лет назад могли только грезить, благочестивые обыватели спешат перейти на другую сторону улицы.
В 1926 году Гауди продает собственный дом в парке Гуэль. Он перебирается на стройплощадку Саграда-Фамилия, которую оставляет лишь для того, чтобы посетить мессу в Старом городе. Через несколько месяцев именно по дороге на мессу он попадает под трамвай. В больнице его принимают за бездомного — и лишь через несколько дней опознают самого гениального архитектора каталонского модернизма.
- Как избежать очередей в достопримечательности Барселоны. Билеты в Саграда Фамилия и Парк Гуэль минуя очередь.
- Экскурсии по Барселоне с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Airalo – универсальная интернациональная eSIM-карта. Быстрый интернет, звонки по всему миру и лучшие цены.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси - KiwiTaxi.
- Barcelona City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Барселоне и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- Отели Барселоны: наш выбор и рекомендации.
- Bus Turistic – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Барселоны быстро, с ветерком и комфортом.